1. Анатомо – физиологические особенности детей



Скачать 311.66 Kb.
страница1/13
Дата05.11.2018
Размер311.66 Kb.
Название файла1 Возрастная психология 2, 3.doc
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

1. Анатомо – физиологические особенности детей.
Младенчество (от рождения до 1 года). Наибольший интерес в этом возрасте представляет начальная фаза развития высшей нервной деятельности. Новорождённый имеет 3 безусловных рефлекса - пищевой (сосательные движения), оборонительный (крик в ответ на неблагоприятные раздражения, мигание) и ориентировочный (поворот головы в сторону света и т. п.). На этой базе постепенно формируются более или менее сложные условные рефлексы. В первые дни отмечаются неупорядоченные спонтанные движения рук и ног, некоординированные движения глаз, крики без слёз, отсутствие улыбки, диффузные ответные реакции (движение всем телом, одновременное сгибание ног). В конце 1-го месяца жизни, на 2-м и 3-м месяце движения глаз становятся координированными, появляется фиксированное следование глаз за движущимися предметами, поворачивание головы в сторону звука, зачатки внимания к окружающему, улыбка, плач со слезами. На 4-м месяце формируются намеренные движения (хватание), ребёнок начинает сидеть, переходить из лежачего в сидячее положение, появляется узнавание лиц и простейших предметов. На 7 - 8-м месяце спонтанные движения постепенно исчезают, ребёнок начинает стоять, держась за опору, воспринимать, понимать и запоминать слова. К концу 1-го года ребёнок овладевает свободной ходьбой, произносит первые осмысленные слова. По данным Н. И. Касаткина, образование условных рефлексов с разных рецепторов протекает неодновременно: сначала, в конце 1-го и на 2-м месяце, образуются условные рефлексы на вестибулярные (изменение положения тела) и слуховые раздражители, затем на запахи и вкусовые раздражители и лишь потом, в конце 2-го, в начале 3-го месяца, на зрительные, тактильные и проприоцептивные раздражители. Нет ещё должного соответствия (образующегося значительно позже) между рецепторной и эффекторной частями рефлекса: восприятие, как правило, значительно богаче скудных и однообразных ответных движений, что, по-видимому, объясняется ещё недостаточным развитием двигательного участка коры, а также медленным развитием дифференцировоп. Из всех видов чувствительности наиболее развита в этом возрасте кожная, на базе к-рой образуется наибольшее количество рефлексов.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Этот возраст в известном отношении является переломным: почти все органы тела (за исключением половой системы) к 7 годам приобретают свойственную им структуру и в дальнейшем их развитие выражается лишь в их росте и усовершенствовании взаимосвязей друг с другом. В нервной ткани заканчивается образование дендритов нервных клеток, в связи с чем улучшаются процессы взаимосвязи между различными отделами мозга. Заканчивающаяся миэлинизация нервных волокон влечёт за собой улучшение их проводимости. Снижается свойственная предыдущему возрасту лёгкая возбудимость нервных центров и усиливаются тормозные процессы. Улучшается работа двигательного участка коры - движения ребёнка дошкольного возраста более координированы и более сложны и разнообразны по сравнению с движениями ребёнка раннего возраста. К 6 - 7 годам ребёнок овладевает осн. видами локомоций - ходьбой, бегом, прыганием, лазанием, метанием. В процессе упражнения его движения освобождаются от излишних и мешающих элементов (некоординированные движения рук при беге, боковые качания тела), он оказывается способным овладеть такими сложными видами передвижения, как ходьба на лыжах, катание на коньках, фигурное катание и т. д. Вместе с тем улучшается способность к выполнению очень тонких, требующих точной координации движений - держание карандаша и ручки при письме или рисовании, завязывание узла и т. д., выполняемых мелкими мышцами рук. Дошкольник отличается от взрослого поразительной подвижностью, огромной массой выполняемых в течение дня движений без явных признаков утомления. В известной степени это объясняется тем, что ребёнок этого возраста затрачивает на свои движения значительно меньше энергии из осн. обмена, чем взрослый человек (15% против 25% у взрослого). Однако это не должно приводить к снижению внимания воспитателя к вопросам переутомления дошкольника. У детей 6 - 7 лет наблюдается известное несоответствие в развитии сердца и кровеносных сосудов: в своём росте сердце отстаёт от роста сосудов и поэтому хуже справляется с работой, чем в предшествующий и последующий возрасты. В то же время сердце дошкольника отличается лёгкой возбудимостью, т. к. увеличение размеров сердечной мышцы в этом возрасте отстаёт от быстрого развития процессов её иннервации; это создаёт условия, при к-рых сильное возбуждение сердечной мышцы легко может привести к её истощению. Всё это ставит перед воспитателями задачу самого внимательного отношения к вопросам физич. нагрузки на организм ребёнка дошкольного возраста. Продолжает совершенствоваться деятельность коры головного мозга: процессы генерализации и иррадиации всё более и более теряют свой диффузный характер; начинают развиваться и совершенствоваться процессы элективного обобщения и элективной (избирательной) иррадиации (А. Г. Иванов-Смоленский). Поэтому вместо того, чтобы реагировать на внешние раздражения диффузно, всем телом, ребёнок научается отвечать точными (часто специализированными) движениями руки. Увеличивается лабильность нервно-мышечной системы: мышцы и нервы быстрее переходят от покоя к рабочему состоянию и наоборот (А. А. Ухтомский). Совершенствуется вторая сигнальная система. В связи с первыми, пока ещё элементарными занятиями по овладению грамотой в коре головного мозга начинают формироваться физиологич. механизмы чтения и письма (Красногорский). В 5 - 6-летнем возрасте начинает складываться более или менее определённо тип высшей нервной деятельности.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©2docus.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Рабочая программа
Методические указания
Пояснительная записка
Методические рекомендации
Учебное пособие
Практическая работа
Общая характеристика
Теоретические основы
Теоретические аспекты
Дипломная работа
Федеральное государственное
Теоретическая часть
Самостоятельная работа
Физическая культура
Технологическая карта
Краткая характеристика
квалификационная работа
Техническое задание
Гражданское право
Производственная практика
государственное бюджетное
Выпускная квалификационная
История развития
Общие положения
прохождении производственной
Методическая разработка
Учебная программа
Методическое пособие
Правовое регулирование
Техническое обслуживание
Общие требования
Операционная система
Направление подготовки
Экономическая теория
Управление образования
Решение задач
Экологическая обстановка
Теория государства
Конституционное право
Экономическая безопасность
Основная часть
Отечественная история
Проверочная работа
Технологические процессы
Структурная схема
Системное программирование
Управление персоналом
создания отчетов