Ключевые слова



Дата08.05.2018
Размер58.5 Kb.
Название файлаСтатья_ред.doc

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы профессионального консультирования в условиях образовательного учреждения СПО. Профессиональное консультирование как психолого-педагогическое явление обеспечивает возможность обучающемуся активно формировать жизненную позицию, определять цели и задачи личностного и профессионального развития, собственную жизненную стратегию.

Ключевые слова: Консультационная деятельность, к консультационная услуга, типы, структура и модели профессионального консультирования, педагогическое консультирование, управленческое консультирование, экспертное консультирование, психологическое консультирование.
Сегодня качество профессионального образования является важной характеристикой, которая определяет конкурентоспособность как отдельной личности, так и национальных систем образования в целом.

Поэтому повышение качественных характеристик профессионального образования занимает центральное место в модернизации системы образования, выступая и целью их проведения, и критерием эффективности организационно-педагогических мероприятий.

Непрерывное повышение требований к выпускникам образовательных учреждений СПО, в соответствии с ФГОС, актуализирует проблему педагогического консультирования в рамках совершенствования механизмов управления качеством профессионального образования.

«Консультационная деятельность представляет собой вид профессиональной деятельности, целью которой является оказание помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи, при которой сам консультант не отвечает за выполнение задачи»[4].

В процессуальном плане, консультационная деятельность или консультирование понимается как определенная последовательность действий, выполняемая специалистом-консультантом для достижения положительных изменений клиента (организации или личности) путем создания условий, при которых клиент получает возможность сделать это самостоятельно.

Р.Кочюнос указывает следующие процессуальные характеристики консультирования:

«…консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению;

консультирование помогает обучаться новому поведению;

консультирование способствует развитию личности;

в консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента;

сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом»[3, 8].

Продуктом (результатом) консультационной деятельности является консультационная услуга, осуществляемых совместными действиями субъектами консультирования.

Консультационная услуга имеет не только инструментальные, но и процессуальные характеристики, которые определяются динамикой ситуации взаимодействия консультанта и клиента. При этом, характер взаимодействия обусловлен личностными особенностями субъектов консультирования, их опытом, отношением к решаемой проблеме и т.д.

Следует иметь в виду, что консультационная услуга является важным, но элементом в структуре системы непрерывного психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательной деятельности.

Как отмечает Р.Кочюнас, «не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи - решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что само изменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом»[3, 21].

Педагогическое консультирование является областью педагогического знания, граница которой определяются объектами психолого-педагогического исследования:

психолого-педагогического сопровождения обучающегося в образовательном процессе и оказание ему помощи в разрешении проблем, связанных с учебной деятельностью и личностным развитием;

оказание консультационных услуг другим субъектам образовательной деятельности (родители, социальные партнеры и др.);

научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности руководителей и педагогических кадров образовательного учреждения по проблемам организационного развития.

Процессы модернизации профессионального образования, активная инновационная деятельность образовательных учреждений СПО способствовали появлению нового вида профессиональной деятельности - управленческого консультирования, призванного помочь руководителю и педагогическому коллективу осуществить задуманные преобразования на научно-методической основе.

Управленческое консультирование в образовании рассматривается как раздел педагогического консультирования. В то же время консультационные услуги, адресованные руководителю, имеют определенную специфику.

консультационные услуги, который оказываются педагогу в процессе сопровождения его профессиональной деятельности, могут носить характер как управленческой, так и общепедагогической услуги.

При этом, цели управленческого консультирования могут охватывать как деятельность образовательного учреждения в целом, так и носить менее интегрированный характер, связанный только с совершенствованием образовательного процесса.

Если объектом педагогического консультирования являются субъекты образовательной деятельности (индивидуальные и коллективные), то объектом управленческого консультирования являются администрация и педагогический коллектив образовательного учреждения.

Таким образом, оказание консультационных услуг может быть связано как с функционированием, так и с организационным развитием образовательного учреждения.

Консультирование в процессе деятельности образовательного учреждения СПО носит характер оперативного решения возникающих проблем. Что же касается консультирования по проблемам организационного развитиям образовательного учреждения, то можно говорить о стратегическом консультировании, имеющим прогностический характер.

Опыт показывает, что эффективность консультирования повышается, если для научно-методического обеспечения консультирования в образовательном учреждении СПО создается организационная структура, способная направлять инновационную деятельность руководителя и педагогического коллектива.

По проблемам организационного развитиям образовательного учреждения может понадобиться внешний консультант, когда в педагогическом коллективе возникает конфликт интересов и связанное с ним эмоционально-психологическое напряжение, преодоление которых требует объективной внешней оценки и помощи.

Кроме того, внешний консультант необходим, когда определяется стратегия перехода к новому желаемому образу образовательного учреждения.

Анализ различных аспектов профессиональной деятельности консультантов по управлению образованием позволяет сделать вывод о том, что управленческое консультирование является важнейшей составляющей научно-методического обеспечения инновационного развития образовательного учреждения.

Экспертное консультирование представляет собой один из эффективных методов управленческого консультирования, применяемого в ситуации недостаточного информационного обеспечения деятельности руководителя образовательного учреждения.

Процесс экспертного консультирования в форме ответов консультанта на вопросы, которые задает клиент с целью решения своей проблемы. При этом, предполагается, что консультант является специалистом, обладающим компетенциями, достаточными, чтобы предложить руководителя образовательного учреждения вариант решения проблемы, который он сформулировал самостоятельно.

Экспертное консультирование осуществляется в поле стандартных проблем, не связанных с условиями деятельности руководителя образовательного учреждения.

Психологическое консультирование как вид профессиональной деятельности является достаточно молодой областью психологической практики. «Профессия психолог-консультант возникла в ответ на потребность людей, которые, не имея клинических нарушений, искали психологическую помощь»[2].

Поэтому в психологическом консультировании мы встречаемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.

Т.А.Флоренская определяет психологическое консультирование в качестве уникального исследовательского явления, позволяющего раскрыть глубинные закономерности внутренней жизни человека и феномены его межличностного общения[6].

В справочнике практического психолога дается такое определение психологического консультирования: «Систематическое применение техник, которые без оценок направляют личность к прояснению наилучших умственных, эмоциональных или духовных сторон ее жизни, и таким образом к увеличению осознания, способностей и свободы»[5].

Психологическое консультирование играет важную роль для формирования учебно-мотивационных качеств обучающегося. В процессе консультирования составляется индивидуальная программа по определению личных ресурсов как резервов успешной адаптации к учебной деятельности образовательного учреждения.

Психологическое консультирование означает такой вид помощи, когда на основании знаний, опыта, интуиции с опорой на методологию и теорию психологической помощи консультант устанавливает смысл, делает понятным неясные проблемы при обращении обучающихся непосредственно с вопросами или после проведения психодиагностических процедур. Консультирование как предварительный уровень оказания психологической помощи ориентировано в большей степени на самостоятельную внутреннюю работу обучающихся и обращено к сознаваемому уровню и рефлексии субъекта.

Эффективность психологического консультирования определяется правильным выбором и использованием психоконсультационных средств, методов и процедур как компонентов системной технологии психологического консультирования, организационно-методическим обеспечением и активным участием в нем всех субъектов образовательного процесса.

C.R.Rogers выделяет три основных принципа психологического консультирования:

- каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

- каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

- каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения[7].

Профессиональное консультирование можно рассматривать как особый вид психологического консультирования; отличительной особенностью его является то, что проблемы клиента так или иначе связаны с его профессиональным самоопределением и развитием карьеры, профессиональной деятельностью и поведением на рабочем месте, поиском или потерей работы[1].

Профессиональное консультирование является специальной деятельностью по оказанию помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Эти проблемы связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального обучения, трудоустройством, сменой сферы деятельности. Услуги профконсультанта становятся востребованными практически на всех этапах профессионального развития специалиста.

Профконсультант может реально помочь прежде всего в решении проблемы выбора профессии и в определении профиля профессионального обучения. Для большинства клиентов службы занятости актуальны также проблемы психологической и социальной адаптации.

Профессиональная консультация – это метод психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также преодолении трудностей профессиональной жизни.

Профессиональная консультация проводится с учетом физических и психологических индивидуальных особенностей клиента, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общего и специального образования и подготовки.

При проведении консультации учитывают также потребности рынка труда, возможности трудоустройства, профессионального роста, условия труда и т.п.

В заключении отметим, что представление о профессиональном самоопределении личности, его содержании и структуре меняется под воздействием ряда процессов, связанных с усложнением самого рассматриваемого процесса, его социальных условий.

Самоопределение личности в сфере профессионального труда и построение соответствующих жизненных планов не сводятся только к проблеме выбора направления и уровня профессионального образования обучения, которые являются лишь одним из эпизодов рассматриваемого процесса, хотя и весьма существенным. В этом процессе профессиональное консультирование в процессе обучения занимает свое место, обеспечивая возможность обучающемуся активно формировать жизненную позицию, определять цели и задачи личностного и профессионального развития, собственную жизненную стратегию.



  1. Исмагилова, Ф. С. Профессиональное консультирование : учеб. пособие /Ф.С.Исмагилова. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2011. -210 с.

  2. Клюева, Н. В. Консультационная психология: методические указания /Н.В.Клюева; Яросл. гос. ун-т им. П.Г.Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2011. - 60 с.

  3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования /Пер. с лит. - М.: Академический Проект, 2000. - 240с.

  4. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие /Т.С.Кабаченко. - СПб.: Питер, 2003. - 400 с.

  5. Таланов, В.Л., Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога. [Текст] /В.Л.Таланов, И.Г.Малкина-Пых -СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. - 928 с

  6. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе [Текст] /Т.А.Флоренская. – М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 206 с.

  7. Rogers, C.R. (1986). A client-centered/person-centered approach to therapy. In H.Kirschenbaum & V.L.Henderson (Eds.), The Carl Rogers reader (pp. 135–152).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©2docus.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Рабочая программа
Методические указания
Пояснительная записка
Методические рекомендации
Учебное пособие
Практическая работа
Общая характеристика
Теоретические основы
Теоретические аспекты
Дипломная работа
Физическая культура
Теоретическая часть
Федеральное государственное
Самостоятельная работа
Технологическая карта
Техническое задание
Выпускная квалификационная
История развития
квалификационная работа
Краткая характеристика
Гражданское право
Методическое пособие
государственное бюджетное
Производственная практика
Общие положения
Методическая разработка
прохождении производственной
Учебная программа
Общие сведения
Направление подготовки
Экономическая теория
Операционная система
Правовое регулирование
Общие требования
Экономическая безопасность
Управление персоналом
Управление образования
История возникновения
Техническое обслуживание
Математическое моделирование
создания отчетов
Теория государства
Системное программирование
Проверочная работа
Структурная схема
Организация производства
физическая культура
Электромагнитная совместимость