Организация преподавателем самостоятельной работы студентов



Дата26.04.2018
Размер16.6 Kb.
Название файлаОрганизация преподавателем самостоятельной работы студентов.docx

Организация преподавателем самостоятельной работы студентов

При организации самостоятельной работы студентов преподавателю необходимо предусмотреть дидактическое, организационно – методическое и научно – методическое обеспечение.

Дидактическое обеспечение включает:

-умение формулировать частнодидактические цели самостоятельной работы студентов и знание путей их достижения;

-своевременное и последовательное включение самостоятельных работ в процесс усвоения знаний.

Организационно – методическое обеспечение включает:

-планирование самостоятельной работы студентов;

-определение общего фонда времени самостоятельной работы студентов;

-обеспечение учебной литературой и всеми необходимыми пособиями;

-осуществление контроля за самостоятельной работой студентов.

К научно – методическому обеспечению относится:

-обучение студентов методам самостоятельной работы над различными учебными материалами;

-овладение студентами культурой умственного труда, рациональными формами труда;

-методическое руководство самостоятельной работой студентов.

Для правильной и эффективной организации самостоятельной работы студентов большое значение имеют следующие условия:

-наличие учебно – методического комплекса по каждой дисциплине, включая описание курса в печатном и электронном виде, формы и средства контроля за уровнем освоения студентом заданий для самостоятельной работы с указанием содержания и сроков их проведения, справочник – путеводитель для студента на весь период обучения»

обеспеченность учебной литературой, дидактическими и учебно – методическими материалами, наличие их в библиотеках;

-выбор формы самостоятельной работы студентов в зависимости от целей и задач учебной дисциплины, степени сложности и востребованности практикой;

основные цели заданий для самостоятельной работы должны быть понятны студентам, доступны, учебные задания должны содержать элементы новизны и алгоритмы их выполнения;

обеспеченность компьютерной и телекоммуникационной техникой;

-самостоятельная работа студентов должна осуществляться с учетом индивидуализации заданий, а также с учетом уровня подготовленности и склонности каждого студента;

-применение инновационных технологий (совокупность технических средств, обеспечивающих свободный доступ студента к различным источникам информации и создающих оптимальные условия для использования электронных средств обучения;

-использование различных форм организации самостоятельной работы, позволяющих наиболее эффективно стимулировать познавательную активность студентов;

оптимальная нагрузка студентов;

-система мониторинга самостоятельной работы должна иметь личностную, развивающую направленность и творческий характер, соединяться с самоконтролем, быть необходимой и полезной, прежде всего, самому студенту;

-внедрение междисциплинарных самостоятельных работ и проектов;

-развитие социальной инфраструктуры, улучшение условий быта и отдыха студентов и другие организационные, субъективные факторы.

Безусловно, качество и эффективность самостоятельной работы студентов зависит также и от тех заданий, которые даются преподавателем.

Студентам предлагается система разнообразных учебных, производственных, интеллектуальных заданий для самостоятельной работы, которые определяются характером самостоятельности и типом самостоятельной деятельности студента.

Выделяют четыре типа самостоятельной работы студентов.

Первый тип работ позволяет сформировать у студентов умение выполнять заданный алгоритм действий, распознавать полученную информацию или педагогическое явление при повторном их восприятии. Причем существенным здесь выступает то, что признаки явления должны быть ярко выражены, представлены в четком виде через задание и инструкцию к его выполнению. К этому типу относятся задания по образцу.

Второй тип работы позволяет сформировать умения воспроизведения усвоенной информации по памяти, на основе репродуктивного воспроизведения и частично самостоятельного поиска решения типовых учебно-познавательных задач. К этому типу относятся конструктивно-вариативные задания. Это могут быть задания на составление собственного варианта конспекта занятия, игры, информационного бюллетеня для родителей, методических рекомендаций воспитателям, родителям, проекта, модели и т.д.

Третий тип заданий позволяет студентам научиться решать нетиповые поисковые задачи на основе ранее накопленного опыта. Такие задания требуют выделения проблемы, ее формулировки, поиска и реализации способов решения. К этому типу относятся задания эвристического характера, например разрешение педагогических ситуаций.

Четвертый тип задания направлен на творческую деятельность, когда студенты способны глубоко проникать в сущность рассматриваемых объектов, устанавливать новые факты, преобразовывать их. К этому типу относятся исследовательские задания: на обобщение передового педагогического опыта, организацию наблюдения за отдельными педагогическими явлениями, анкетирование, тестирование педагогов, родителей, детей, сравнительный анализ полученных результатов, составление графиков, диаграмм, таблиц, разработку собственных нетрадиционных занятий с детьми, придумывание своих вариантов различных игр для детей.

В системе конкретного учебного предмета следует давать поочередно все типы заданий.

Управление педагогом самостоятельной деятельностью студентов включает в себя пять последовательных этапов:

-информационный этап ориентирует студентов на актуальное понимание главного при изучении конкретного параграфа, главы, учебного текста.

-операционный этап направлен на выполнение разнообразных заданий по усвоению полученной учебной информации.

-этап обратной связи осуществляется в виде ориентировочных указаний со стороны преподавателя и самоконтроля студента по их выполнению.

-контрольный этап предполагает выполнение студентом разнообразных контрольных работ, что позволяет преподавателю сориентироваться в степени усвоения материала, данного студентам в качестве заданий для самостоятельной работы.



-указательный этап позволяет педагогу в ходе проверки заданий для самостоятельной работы уяснить, какие из них вызвали наибольший интерес, трудности при выполнении, какие из заданий могут быть выполнены, какие нет.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©2docus.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Рабочая программа
Методические указания
Пояснительная записка
Методические рекомендации
Учебное пособие
Практическая работа
Общая характеристика
Теоретические основы
Теоретические аспекты
Дипломная работа
Физическая культура
Теоретическая часть
Федеральное государственное
Самостоятельная работа
Технологическая карта
Техническое задание
Выпускная квалификационная
История развития
квалификационная работа
Краткая характеристика
Гражданское право
Методическое пособие
государственное бюджетное
Производственная практика
Общие положения
Методическая разработка
прохождении производственной
Учебная программа
Общие сведения
Направление подготовки
Экономическая теория
Операционная система
Правовое регулирование
Общие требования
Экономическая безопасность
Управление персоналом
Управление образования
История возникновения
Техническое обслуживание
Математическое моделирование
создания отчетов
Теория государства
Системное программирование
Проверочная работа
Структурная схема
Организация производства
физическая культура
Электромагнитная совместимость