Понятие о методологии науки. Методология – учение о методах, принципах и способах научного познания



страница1/21
Дата05.06.2018
Размер1.61 Mb.
Название файлашпоры методология.docx
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

  1. Понятие о методологии науки. Методология – учение о методах, принципах и способах научного познания.

Методол проблемы псих и пед всегда относились к наиболее актуальным, острым вопросам раз-я псих-пед мысли. Изуч псих и пед явлений с позиций диалектики, т. е. науки о наиболее общих законах раз-я природы, об-ва и мышл, позволяет выявить их качеств своеобразие, связи с др соц явлениями и процессами. В соответствии с принципами этой теории обуч, восп-е и раз-е будущих специалистов исследуются в тесной связи с конкр условиями общ жизни и проф деят-ти.

Из фил-и знаем, что метод-я - это наука о наиболее общ принц позн-я и преобр-я объектив действ-ти, путях и способах этого процесса.

В наст время роль метод-и в опр-и перспектив раз-я пед науки существенно возросла.

1) в совр науке заметны тенденции к интеграции зн-й, комплексному анализу явлений объектив реальности. В наст время, напр, в общ науках широко примен данные кибернетики, мат-ки, теории вероятностей и др наук, ранее не претендовавших на выполнение методолог функций в конкр соц исследовании. Заметно усилились связи между самими науками и научн напр-ми. Так, все более условн становятся границы между пед теорией и общепсих концепцией лич-ти; между экономическим анализом социальных проблем и психолого-педагогическим исследованием лич-ти; между пед и генетикой, пед и физиологией и т.д. Причем в наст время интеграция всех наук имеет ясно выраженный объект – чел-ка.

Учитывая тот факт, что псих и пед все больше впитывают в себя достиж-я различ отраслей зн-я, усиливаются качеств и количест, постоянно обогащая и расширяя свой предмет. Мет-я- играет определяющую роль в псих--пед исследованиях, придает им научн целостность, системность, повышает эффект-ть, проф направ-ть.

2) усложнились сами науки псих и пед, стали более разнообр по методам иссл-я, вырисовываются нов грани в предмете их иссл-я. В этой ситуации важно не потерять предмет иссл-я (псих-пед проблемы), и не утонуть в море эмпирич фактов, направить конкр иссл-я на решение фундамент проблем псих и педагогики.

3) в наст время стал очевиден разрыв между философ -методолог проблемами и непосредственной мет-ей псих-пед иссл-й: с одн стор – проблемы фил-и псих и пед, а с др – спец методолог вопросы псих-пед иссл-й. психологи и педагоги все чаще сталкиваются с пробле-ми, кот выходят за рамки конкр иссл-я, т. е. методолог-ми, еще не решенными совр фил-ей. А потреб-ть в решении дан проблем огромна. В силу этого и треб заполнить создавшийся вакуум методол-ми концепциями, полож-ми, в целях дальнейшего совершенств-я непосредственной метод-и псих-пед иссл-й.

4) в наст время псих-я и пед-ка стали своеобразным полигоном применения математ методов в соц науках, мощным стимулом раз-я целых разделов мат-ки. В этом объективном процессе роста, совершенств-я методической системы дан наук неизбежны эл-ты абсолютизации количеств методов иссл-я в ущерб качеств анализу. Это особ заметно в зарубеж псих-и и пед-ке, где матем статистика явл чуть ли не панацеей от всех бед. Объясняется этот факт, прежде всего соц причинами: качеств анализ в псих-пед иссл-ях нередко ведет к неприемлемым для определенных властных структур выводам, а количеств, позволяя достичь конкр практ-их рез-тов, дает шир возм-ть для идеологического манипулирования в сфере этих наук и за их пределами.

Однако уже в силу гносеолог-х причин с помощью мат-их методов можно, не приблизиться к истине, а удалиться от нее. И чтобы этого не произошло, количеств анализ необходимо дополнять качеств – методолог-м. В этом случае мет-я выполняет роль ариадновой нити, избавляет от заблуждения, не дает запутаться в бесчисленных корреляциях, позволяет выбрать для качеств анализа наиболее существенные статистические зав-ти и сделать правильные выводы из их анализа. И если совр псих-пед иссл-я не могут обойтись без добротного количеств анализа, то в еще большей степени они нуждаются в метод-ком обосновании.

5) человек явл решающей силой в проф деят-ти. Дан положение как бы вытекает из общесоциологического закона возрастания роли субъективного фактора в истории, в раз-и об-ва по мере соц прогресса. Но бывает и так, что, принимая дан положение на уровне абстракции, нек исследователи отрицают его в той или иной конкретной ситуации, конкр иссл-и. Все чаще встречается вывод, что менее надежным звеном в конкр системе “человек–машина” явл лич-ть специалиста. Нередко это ведет к однобокой трактовке соотн-я чел-ка и техники в труде. В подобных тонких вопросах истина д б найдена как на уровне псих-пед, так и на фил-социологическом. Правильно решить эти и другие сложные вопросы помогает методол-я вооруженность иссл-лей.

Термин методология греч происх-я и означает “учение о методе” или “теория метода”. В совр науке методология понимается в узк и шир смысле слова. В шир смысле слова методология – это сов-ть наиболее общих(мировоззренческих) принципов в их применении к решению сложн теорет и практ задач, это мировоззренческая позиция исследователя. Вместе с тем, это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познав и практ деят-ти. Методология в узк смысле слова – это учение о методах научн исследования.

Т обр, в соврем научн лит-ре под методологией понимают учение о принципах построения, формах и способах научн-познав деят-ти. Методология науки дает хар-ку комп-тов научн иссл-я - его объекта, предмета, задач иссл-я, совокупности исслед методов, средств и способов, необх для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в проц решения научной задачи.

Первым методологом, таким “методологическим Адамом”, был человек, кот в разгаре своей деят-ти остановился и спросил себя: “А что же это такое я делаю?!” К сожалению, самоанализ, размышления о собств деят-ти, индивид рефлексия становится в этом случае уже недостаточной.

Обобщенное представление о деят-ти, взятой в ее социопрактическом, а не псих срезе, и есть учение о стр-ре, логической орг-и, методах и средствах деят-ти в области теор и практ, т.е. методология в первом, самом широком смысле этого слова.

Однако с раз-ем науки, становлением ее как реальной производит силы, проясняется хар-р соотношения между научн деят-ю и деят-ю практич, кот все в больш степени основывается на выводах науки. Это находит отражение в представлении методологии как учения о методе научн познания, направл на преобразование мира.

Нельзя не учитывать того обст-ва, что с раз-ем обществ наук появляются частн теории деят-ти. Напр, одной из таких теорий явл теория пед-я, вкл в себя ряд частн теорий вос-я, обуч-я, раз-я, управления системой обр-я и т.д. Подобные соображения и привели к еще более узк пониманию методологии как учения о принципах, построении, формах и способах науч-познав деят-ти.

Чаще всего методология пед-ки трактуется как теор методов пед иссл-я, а также теор для создания обр и воспит концепций. По мнению Р. Барроу, существует фил-я пед-ки, кот и разрабатывает методологию иссл-я. Она вкл разработку пед теории, логику и смысл пед деят-ти. С этих позиций методология пед-ки озн фил-ю обр-я, восп-я и раз-я, а также методы иссл-я, кот позволяют создавать теор пед процессов и явлений. Исходя из этой предпосылки, чешский педагог-исследователь Яна Скалкова утверждает, что методология пед-ки представляет собой систему знаний об основах и стр-ре пед теории.Для раскрытия сущности рассматр понятия важно обратить внимание на то, что методология пед-ки наряду со сказанным выполняет и др функции:

1) она определяет способы получения науч знаний, кот отражают постоянно меняющуюся пед действительность (М.А. Данилов);

2) направляет и предопределяет основной путь, с помощью кот достигается конкр научно-исследов цель (П.В. Коп-пин);

3) обеспечивает всесторонность получения инф-и об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин);

4) помогает введению новой инф-и в фонд теории пед-ки (Ф.Ф. Королев);

5) обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в пед науке (В.Е. Гмурман);

6) создает систему инф-и, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент науч познания (М.Н. Скаткин).

Эти признаки понятия “методология”, опред ее функции в науке, позволяют сделать вывод о том, что методология пед-ки – это концептуальное изложение цели, сод-я, методов иссл-я, кот обеспечивают получение мах объективной, точной, систематизированной инф-и о пед процессах и явлениях.

Основные признаки методологии в любом пед иссл-и:

1) определение цели иссл-я с учетом уровня раз-я науки, потребностей практики, соц актуальности и реальных возм-тей науч коллектива или ученого;

2) изучение всех процессов в иссл-и с позиций их внутр и внеш обусловленности, раз-я и самораз-я. При таком подходе, напр, восп-е – развивающееся явление, обусловленное раз-ем об-ва, школы, семьи и возрастного становления психики ребенка; ребенок – развивающаяся система, способная к самопозн и саморазв, изменяющая себя в соответствии с внеш воздействиями и внутр потребностями или способностями; а педагог – постоянно совершенствующийся специалист, изменяющий свою деят-ть в соответствии с поставленными целями и т. д.;

3) рассмотрение обр и восп проблем с позиции всех наук о человеке: соц-и, псих-и, антроп-и, физ-и, генетики и т. д. Это вытекает из того, что пед-ка – наука, объединяющая все современное челов знание и использующая всю научную инф-ю о чел-ке в интересах создания оптимальных пед систем;

4) ориентация на системный подход в исследовании (стр-ра, взаимосвязь эл-тов и явлений, их соподчиненность, динамика раз-я, тенденции, сущность и особенности, факторы и условия);

5) выявление и разрешение противоречий в процессе обуч и восп, в раз-и коллектива или лич-ти;

6) разработка связей теории и практики, идей и их реализация, ориентация педагогов на новые науч концепции, новое пед мышление при одновременном исключении старого, отживающего, преодоление в педагогике косности и консерватизма.

В. В. Краевского: “методология педагогики есть система знаний о стр-ре пед теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих пед действительность, а также система деят-ти по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке кач-ва исследов работы” . Следовательно, предмет методологии педагогики выступает как соотношение между пед действительностью и ее отражением в пед науке.

Методология пед-ки как отрасль науч познания выступает в 2 аспектах: как система знаний и как система научно-исследов деят-ти. При этом имеются в виду 2 вида деят-ти – методолог иссл-я и методолог обеспечение. Задача первых – выявление зак-тей и тенденций раз-я пед науки в ее связи с практикой, принципов повышения кач-ва пед иссл-й, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить иссл-е методологически – значит использовать имеющиеся методолог знания для обоснования программы иссл-я и оценки его кач-ва, когда оно ведется или уже закончено.

Названными различиями обусловлено выделение 2 функций методологии пед-ки – дескриптивной, т. е. описательной, предполагающей также и формирование теорет описания объекта, и прескриптивной – нормативной, создающей ориентиры для работы педагога-исследователя.

Наличие этих функций определяет и разделение оснований методологии пед-ки на 2 группы – теорет и нормативные.

К теорет основаниям, выполняющим дескриптивные функции, относятся след:

– опр-е методологии;

– общ хар-ка методологии науки, ее уровней;

– методология как система знаний и система деят-ти, источники методолог обеспечения исследоват деят-ти в области пед-ки;

– объект и предмет методологического анализа в области педагогики.

Нормативные основания охватывают след круг вопросов:

– науч познание в пед-ке среди др форм духовного освоения мира, к кот относятся стихийно-эмпирич познание и художественно-образное отображение действительности;

– опр-е принадлежности работы в обл пед-ки к науке: хар-р целеполагания, выделение спец объекта иссл-я, применение спец средств познания, однозначность понятий;

– типология пед исследований;

– хар-ки иссл-й, по кот ученый может сверять и оценивать свою науч работу в обл пед-ки: проблема, тема, актуальность, объект иссл-я, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики;

– логика пед иссл-я и т. д.

В стр-ре методолог знания Э.Г. Юдиным выделяются 4 уровня: философ, общенауч, конкретно-научн и технологический.

Содержание 1, высшего философ ур методологии составляют общ принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философ знания.

2 ур – общенауч методология – представляет собой теорет концепции, применяемые ко всем или к большинству науч дисциплин.

3 уровень – конкретно-науч методология, т.е. сов-ть методов, принципов иссл-я и процедур, применяемых в той или иной спец науч дисциплине. Методология конкр науки вкл в себя как проблемы, специфические для науч познания в дан обл, так и вопросы, выдвигаемые на более выс ур методологии, такие, напр, как проблемы системного подхода или моделирование в пед иссл-ях.

4 ур – технологич методология – составляют ме-тодика и техника иссл-я, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирич материала и его первич обработку, после кот он может включаться в массив науч знания. На этом ур методологич знание носит четко выраженный нормативный хар-р.

Все ур методологии пед-ки образуют слож систему, в рамках кот между ними существует определенное соподчинение. При этом философ ур выступает как содержательное основание всякого методологич знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.



  1. Общие методологические принципы научного исследования: единство теории и практики; творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме; принципы объективности, всесторонности и комплексности

Осн методологич принципы псих-пед иссл-я

1)принцип единства теории и практики. Практика – критерий истинности того или иного теоретич положения. Теория, не опирающаяся на практику, оказывается умозрительной, бесплодной. Теория призвана осветить путь практике. Практика, не направляемая науч теорией, страдает стихийностью, отсутствием должной целеустремленности, мало-эффективна. Без глубокого и всестороннего науч анализа практич деят-ти будущих специалистов невозможно наметить эффективные пути совершенствования обр процесса в вузах. Любое псих-пед иссл-е – не самоцель. Оно должно отражать передовую практику, проверяться ею и способствовать успешному решению уч и восп задач, формированию всесторонне и гармонично развитых профессионалов.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©2docus.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Рабочая программа
Методические указания
Пояснительная записка
Методические рекомендации
Учебное пособие
Практическая работа
Общая характеристика
Теоретические основы
Теоретические аспекты
Дипломная работа
Федеральное государственное
Теоретическая часть
Самостоятельная работа
Физическая культура
Технологическая карта
Краткая характеристика
квалификационная работа
Техническое задание
Гражданское право
Производственная практика
государственное бюджетное
Выпускная квалификационная
История развития
Общие положения
прохождении производственной
Методическая разработка
Учебная программа
Методическое пособие
Правовое регулирование
Техническое обслуживание
Общие требования
Операционная система
Направление подготовки
Экономическая теория
Управление образования
Решение задач
Экологическая обстановка
Теория государства
Конституционное право
Экономическая безопасность
Основная часть
Отечественная история
Проверочная работа
Технологические процессы
Структурная схема
Системное программирование
Управление персоналом
создания отчетов